Грузоподъемность погрузчика/центр нагрузки/центр тяжести/остаточная грузоподъемность

   
Опрокидывание погрузчика неизбежно означает:

  1. материальный ущерб, который складывается, как минимум, из полной или частичной порчи груза и вероятности поломок самого погрузчика и, как максимум, может означать рухнувшие стеллажи + неожиданный ущерб от дополнительно испорченного товара
  2. разную степень травматизма оператора и окружающих.

ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО

в первую очередь — правильно подобрать погрузчик для определенных условий эксплуатации, с учетом всех потерь грузоподъемности опираясь на данные об остаточной грузоподъемности погрузчика, мачты и навесного оборудования, если таковое имеется.
!!! Любая грузоподъемная техника, начиная с гидравлический тележки, характеризуется ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ при определенном ЦЕНТРЕ НАГРУЗКИ. Эти понятия связаны неразрывно.
 

Центр нагрузки – техническая характеристика оборудования.

Она указывается производителем в сопроводительной документации.

 
          Для погрузчиков грузоподъемностью до 5000 кг «легкой серии» по стандарту центр нагрузки —  500 мм. Это означает, что погрузчик грузоподъемностью 1500 кг поднимает номинальный вес (1500 кг), если центр нагрузки не превышает 500 мм.  Центр тяжести груза – это точка, где вес всех частей, составляющих груз, может считаться связанным без изменения распределения веса. Идеальный груз — это куб однородного материала со стороной 1000 мм.
 
Фактическая грузоподъемность погрузчика равна номинальной, если центр тяжести груза не больше центра нагрузки погрузчика !!!
 
          При обработке палетты 1200х1000 мм, которую берут длинной стороной по вилам, центр тяжести груза составляет 600 мм (условно).
          Грузоподъемность погрузчика при измененном центре тяжести — остаточная грузоподъемность — будет составлять 1300 кг (для погрузчика с номинальной грузоподъемностью 1500 кг) – см. график.  
          На практике центр тяжести груза, как правило, определяют как его середину. Однако это определение «на глазок» и носит очень приблизительный характер, поскольку подразумевает однородную равнораспределенную нагрузку.
          Если вы обрабатываете палетту 1000 х 1000 см, но груз на ней распределен неравномерно и бо’льшая нагрузка приходится на концы вил, центр тяжести груза смещен в сторону увеличения и фактическая грузоподъемность падает.
 
ОСТАТОЧНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ МАЧТЫ    
          При складировании груза на высоте, необходимо учитывать характеристики мачты и комплектацию погрузчика. Мачты бывают:

— двухсекционные (дуплекс) стандарт (без специального свободного хода),

— двухсекционные со специальным свободным ходом,

— трехсекционные (триплекс), всегда со специальным свободным ходом.

          Как правило, при высоте подъема до 4-х метров, остаточная грузоподъемность двухсекционных мачт соответствует номинальной (конечно, при условии соблюдения центра нагрузки). При высоте складирования более 4-х метров  остаточная грузоподъемность падает.
          На всех мачтах есть шильда с графиком остаточной грузоподъемности. Если график отсутствует, на шильде погрузчика указана максимальная высота подъема и грузоподъемность на максимальной высоте.
                         

                  На рисунке слева —  график зависимости остаточной грузоподъемности погрузчика от высоты подъема для автопогрузчика HELI CPCD15G ZSM600 (дизельный погрузчик номинальной грузоподъемностью 1500 кг при центре тяжести  500 мм с мачтой триплекс с высотой подъема 6м).
          Красная линия соответствует остаточной грузоподъемности погрузчика в стандартной комплектации; остаточная грузоподъемность на высоте 6000 м составляет 550 кг. Синяя линия соответствуют погрузчику со сдвоенными передними колесами — остаточная грузоподъемность составляет 1100 кг.
           Мачта в обоих случаях одна и та же, но сдвоенные передние колеса придают большую устойчивость погрузчику, вследствие чего остаточная грузоподъемность увеличивается в 2 раза.
 
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
 
       Если автопогрузчик оснащен навесным оборудованием, например,  кареткой с поперечным перемещением вил, ковшом или поворотным зажимом, остаточная грузоподъемность уменьшаетсяво-первых, на величину собственного веса навесного оборудования;  во-вторых, вследствие смещения центра нагрузки вперед («потерей центра нагрузки»).

 

      

При подборе погрузчика с навесным оборудованием обязательно  обратитесь к специалистам.

 
ЗНАЙ СВОЙ ПОГРУЗЧИК и его возможности!!!